Мой предыдущий выпуск рассылки начинался и заканчивался словами «выигрываешь материально – проигрываешь морально». В ответ на выпуск рассылки пришло несколько писем. С тезисом о зависимости материального от морального согласились все. Не согласился только Сергей Катков, который решил поспорить.
Видимо, читателям, чтобы понять, о чем зашел спор, придется обратиться к тексту предыдущей статьи. А хотя не обязательно. Поскольку стержневая идея статьи ясна из слов «выигрываешь материально – проигрываешь морально». Но на всякий случай даю
ссылку на предыдущую статью…
Ниже письмо Сергея Каткова.
Добрый день, Евгений.
Хотел подискутировать с Вами по поводу недавнего выпуска Вашей рассылки, в частности, по поводу фразы «выигрываешь материально – проигрываешь морально».
У нечестного человека есть и честные, и нечестные приёмы. У честного – только честные. То есть, нечестный человек, как бы, больше вооружён. Но изучавшие восточные единоборства знают, что победа определяется не количеством известных приёмов. Да что там, по себе это знаю. Карате изучил так, что на автопилоте срабатывает, пока я раздумываю, что применить из более поздних навыков того же айкидо. Но я отвлекаюсь. Короче, соглашусь в том, что у человека с более свободной моралью шансов больше.
С другой стороны, с ним же потом не хотят иметь дело!
Кроме того, а как же описанная выше по тексту стратегия «выигрыш-выигрыш»? -:) Сам-то я к ней настороженно отношусь, но Вы же её упомянули! -:)
И никак не обойду то, что фразу классиков о том, что любое большое состояние нажито нечестным путём, к которой и сводится упомянутый тезис, я считаю неверной, как и любое обобщение. Кроме того, знаю достаточно способов заработать деньги честно. -:)
Резюме моего письма: есть достаточно прецедентов, подтверждающих Ваш тезис, но с ним как с правилом я не соглашусь.
А ещё мне показалось, что эту тему Вы задели в качестве провокации -:)
С уважением, директор ООО Vox-line.net
Сергей Катков +38 (044) 455 85 05 +38 (067) 403 86 46
sergey.katkov@vox-line.net skype sergey_katkov www.vox-line.net
По законам жанра (обычно так поступают ведущие рассылок) я должен был бы начать с Сергеем спорить, убеждать его в ошибочности взглядов и непрактичности. Дескать, с таким отношением к делу никакого дела не сделаешь. Надо смотреть правде не в бровь, а в глаз. Не надо, как страус, прятать голову в чернозем – измажешься и т.д. и т.п.
Но я не стану его переубеждать. Так как, во-первых, у Сергея карате срабатывает раньше, чем айкидо, а у меня наоборот. И, во-вторых, я и сам знаю, что принцип «выигрываешь материально – проигрываешь морально» не такой уж и железный. Бывают ситуации, когда, чтобы выиграть в материальном, приходится, ломая себя, быть высоко моральным.
Наверняка есть такая страна, где политики честны, бизнесмены правдивы, а переговорщики непорочны. Мы даже знаем, где эта страна. В нашем воображении. А вот реальность, в которой мы живем, выглядит иначе. Нас постоянно вводят в заблуждение, нам недоговаривают, нами манипулируют и управляют. Несправедливо! Было бы наоборот, тогда справедливо.
Иначе говоря, я хочу сказать, что значительно полезнее поговорить не о честных и бесчестных способах заработка, а о том, как разглядеть лгуна, распознать мошенника и обнаружить ложь. Обнаружить, разумеется, раньше, чем станет заметно не только тебе, но и другим, что твой бумажник гол, как сокол.
Навскидку многим из нас кажется, что обличить обманщика несложно. И если нужно, то мы всегда сможем пресечь попытку обмана. Просто некогда нам этим заниматься. Вот и даем мы себя немного одурачить.
Однако это оправдание постфактум (после случившегося), которое мы находим, чтобы успокоить себя. На самом же деле жизненные ситуации так разнообразны, так хитры и каверзны, что порой даже самым оживленным размахиванием кулаками после драки не всегда удается предупредить обман.
Недавно рассказали мне такую историю. Отнес человек свою дорогущую видео камеру в ремонт. Что-то сломалось. Камера с виду целая, а фильм снимает частями. Когда владелец камеры оформлял передачу камеры, попросил ремонтника сначала определиться с ценой ремонта. И только потом, если стоимость ремонта не будет зашкаливать, приступать к ремонту. А то денег свободных в наличии нет.
Ремонтник успокоил:
- Мы сами в этом заинтересованы.
Через два дня владелец камеры позвонил в мастерскую. Ему ответили:
- Вашу видео камеру мы поставили на ноги, можно приходить и забирать ее.
Немного обескураженный (уговор был другим) заказчик поспешил в мастерскую за своей камерой, теперь уже «ногатой». Стоимость несанкционированного ремонта оказалась кусачей. И все же он оплатил ремонт и забрал камеру.
Я спросил его:
- А почему не стал скандалить, требовать справедливости? Есть у них, наконец, хоть какая-то мораль? Сергей Катков на твоем месте отбил бы приемами айкидо ремонтнику ноги и все дела.
Владелец камеры свое решение объяснил мне так:
- Понимаешь, когда я возмутился и сказал, что не буду платить, то ремонтник согласился и ответил:
- Извините, мы случайно отремонтировали вашу камеру. Обычно, сколько мы не бьемся, никак не удается ничего отремонтировать. Вы, – говорит, – зайдите через пару дней. Мы опять сломаем камеру, открутим нашу запчасть. И вернем вам аппарат в сломанности и сохранности.
- И что, ты испугался? Ни разу что ли не видел сломанных видео камер после ремонта? – спросил я.
- Да. Как только я представил, что они снова полезут своими грязными и острыми отвертками в мою целомудренную камеру, мне стало плохо. Я решил оплатить ремонт, хоть и с деньгами было крайне туго. Да черт с ними…
Другая история случилась давно. В пору моего студенчества было принято раз в год сдавать кровь. За это студентам-донорам полагались льготы: их освобождали от контрольных, зачетов и бесплатно кормили обедами.
К радости нашей студенческой группы такой кровавый день выпал на зачет, которого боялись все. И мы всей группой пошли по следу крови. На зачет не пришел никто. Преподаватель, рассвирепев, с глазами, налитыми кровью, прибежал в медпункт, проверять, правда ли, что мы сдаем кровь. Увидев нас всех в крови, он немного успокоился и ушел.
На следующий день он, очевидно, поразмышляв, что все пошли сдавать кровь, но не все могли ее сдать, устроил допрос:
- Вы тоже сдавали кровь? И вы? – почти у каждого спрашивал он.
Врать было опасно. Не те были времена. Да и проверялось это легко. Но не врать было еще хуже. Поэтому один из студентов нашей группы, который не сдавал кровь, ответил так:
- Но вы же меня там видели?
Преподаватель кивнул головой:
- Да. Видел.
Получилось, что сдавал. Другим студентам, которых он там видел, но кто не смог придумать никакой хитрой фразы, пришлось, ой, как тяжело. Зачет они ходили сдавать до полной потери крови.
Кстати, этот мой однокашник в последствии стал депутатом Госдумы РФ. Да и сейчас депутат. Пописывает законы кровью, наверное.
Истории очень разные. Но похожи они тем, что в обоих случаях людьми были неверно прочитаны ключевые фразы.
В первом случае владелец видео камеры фразу ремонтника «Мы сами в этом заинтересованы» прочитал как полное согласие с его условием. Ремонтник, явно, думал иначе. Примерно так:
- Заинтересованы в этом, но больше заинтересованы в другом.
Во второй истории вопрос-ответ будущего депутата Госдумы РФ «Но вы же меня там видели?» преподаватель также принял за положительный ответ. Что было ошибкой.
Когда рассказываешь и анализируешь подобные случаи, они кажутся простыми, а поступки людей бесхитростными. Что в них особенного? В чем тут хитрость? Но особенность есть. Хитрость присутствует. И заключается она в том, что невероятно трудно в таких ситуациях распознать ложь. Можно сказать, невозможно. Потому что человек, прибегающий к фразам-ловушкам, искренен сам для себя. Он ведь не лжет. Он просто умалчивает, что-то чуть-чуть не договаривает и поэтому не в ответе за тех, кого проучил.
Попробуйте искреннего человека, обличить во лжи… Лучше не пробуйте.
Вывод тут напрашивается такой: наш язык, наша речь приобрела столько оттенков, столько всяких разных, порой противоречивых смыслов, что полагаться только на слова партнера в переговорах нельзя. Чтобы не быть обманутым, необходимо задействовать дополнительные средства определения истинных смыслов, стоящих за словами наших партнеров.
Об этих дополнительных средствах распознавания истинных смыслов разговор пойдет в следующем выпуске рассылки. А этот выпуск будем считать его анонсом.
Евгений Буряков