ведение переговоров




Чтобы регулярно получать статьи о переговорах и методах продаж,  подпишитесь на рассылку  «Алгоритмы влияния или Управляемое общение».

Рассылки Subscribe.Ru
Алгоритмы влияния или управляемое общение
Подписаться письмом










 

Статьи. Психология влияния в продажах
 

29.04.2009

Потеряешь в большом – выиграешь в малом


Каждый из нас сегодня в той или иной степени уже почувствовал на себе довольно-таки ощутимые пинки и толчки содрогающейся системы. Кому-то предстоит их в скором времени испытать.

Толчками и пинками системы я называю потерю людьми бизнеса, работы, снижение дохода, урезание зарплаты, утрату статуса.

Системой я ничего не называю, потому что не могу понять ее загадочность и дать ей точного определения. Не могу описать все ее свойства и признаки. Могу только сказать, что это не государственная или политическая система. Это нечто более разумное, более справедливое и более равнодушное.

Невзирая на всю свою разумность и равнодушие, система с нового года ведет себя как-то однообразно. Принуждает честных граждан и грамотных специалистов сначала лишаться работы, затем много переживать по этому поводу, чуть-чуть сидеть дома, и позже идти-брести на биржу труда.

Система ведет себя однообразно. А люди – по-разному. И в зависимости от выбранной стратегии поведения зависит их нынешнее положение.

Самая неэффективная линия поведения в борьбе с системой  – это уход от решения проблемы. Выбравших эту стратегию сегодня немало. Я знаю нескольких. У одного спрашиваю:
- Почему сидишь дома, не ищешь работу?
Отвечает:
- А кому сейчас нужны такие виды тонких работ, какие могу выполнять я?
Говорю:
- Но почему не пытаешься найти работу где-нибудь в другой области? Пошел бы в доярки или пастухи. Быкам хвосты крутить. Они у них тоже не очень толстые.
Не поняв моей иронии, вздыхает:
- А где сейчас не сокращают? Сейчас везде хороших специалистов сокращают. Работы нет нигде.
- Ты искал?
- Нет. Искать бесполезно. Даже и пробовать не стоит.

Когда человек выбирает стратегию ухода от решения проблемы, проблема никуда не уходит. Она остается и, чуть переждав, начинает методично доводить человека до безумия.

Скверная стратегия. Это стратегия энергетически слабых людей, которые, будучи продавцами, никогда не искали новых клиентов и никогда ничего не продавали. Даже не пробовали.

Стратегия приспособления к ситуации ничуть не лучше стратегии ухода от проблемы. Такое поведение ведет к выигрышу системы и проигрышу человека.  

Недавно включаю телевизор (кстати, я смотрю телевизор с удовольствием) и ужасаюсь увиденному. Система с оптимизмом в голосе рассказывает об одном бывшем менеджере, который, лишившись рабочего места по ее же вине, пошел на биржу труда. А там ему нашли новую работу. На автобусном заводе. Гайки крутить. Пока только гайки. Позже, говорят, если проявишь себя, поднимем по карьерной лестнице. Доверим крутить болты. Будешь менеджером-болтокрутом. А тот и рад.   

Это типичное приспособление к ситуации, уступка принуждению. Но система не была бы системой, если бы не действовала масштабно. Уступки одного или двух менеджеров ей мало. Принудив к гайкам одного, она, прибегая к телевизионной агитации, принуждает к этому многих других, рассказывая им, что нет ничего страшного в таком повороте судьбы.

Нет ничего плохого в том, говорит система, что человек учился несколько лет, потом несколько лет работал, зимой ездил в Турцию на отдых, накапливал опыт и жир, опять учился, тратя деньги свои, но в основном чужие, а теперь крутит гайки. Это неплохо и несложно. И у вас получится. Когда же кризис в 2053 году закончится, вы сможете все вернуться обратно, на свои менеджерские рабочие места, успокаивает система.

В лучшие времена, работая в отделах продаж, такие менеджеры-приспособленцы всегда проигрывали переговоры. Шли на максимальные скидки, давали клиентам товар в рассрочку, принимали в случае конфликта сторону клиента. Иначе говоря, и в хорошие времена крутили гайки.  

Нам их жалко, но спасать мы их не будем.

Есть среди нас очень отчаянные, рисковые люди. Они, невзирая на разные весовые категории, смело вступают в противоборство с системой. Вы знаете таких людей. На первый взгляд, кажется, что это безумцы и у них нет никаких шансов победить в поединке с системой. Принудить ее к выполнению своих требований. Кто система, а кто они? Однако реальная жизнь и эксперименты доказывают обратное.

Недавно по телевидению показали фильм Никиты Михалкова «Двенадцать», в котором одному из двенадцати присяжных удается своим постоянством успешно противостоять остальным одиннадцати. И не только противостоять, но и активно влиять на их точку зрения. К концу истории все одиннадцать присяжных меняют свое, казалось бы, незыблемое мнение на противоположное. Принимают сторону одного.

Фильм гениальный, его стоит посмотреть, потому что Никита Михалков сюжет придумал не сам. Срисовал его с фильма Сидни Люмета «Двенадцать рассерженных мужчин».

Стратегия противостояния – процедура, энергетически затратная. Выбравшим ее, следует набраться терпения и сил, поскольку достижение цели не дается сразу. Потребуется время и постоянство.

Уверенность и постоянство приводят к тому, что система на каком-то этапе начинает гнуться, поддаваться. Потом трещит и затем обваливается, уступая слабому, но постоянному давлению.

Постоянство, уверенность и терпение – главные компоненты успеха. Но немаловажную роль в общем успехе играет стиль поведения и речь, которыми пользуются люди, выбравшие стратегию противостояния. Бескомпромиссные или экстремистские термины и поступки снижают общую эффективность стратегии. Сдержанность в речи и поведении, напротив, ускоряют успех.

Обычно враждебный стиль поведения демонстрируют личности типа А. Это личности, которые во всех делах стремятся быть первыми, не терпят конкуренции и работают на износ. Их стиль обусловлен их психофизиологией и даже если они выигрывают, то сильно проигрывает при этом их здоровье.

Переговорщики и продавцы из личностей типа А всегда получались плохие. Они чуть что, за «нож». Руководители из них тоже никакие.  

Именно о таких людях М. Горький писал:

- Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Хороших результатов добиваются личности типа Б, которые спокойно переносят невзгоды, умеют сдерживать свои эмоции и терпимы к окружающим.

Противостояние – это всегда борьба, которая отнимает много сил и может в каждую минуту возобновиться, так как одна сторона всегда чувствует себя ущемленной,  проигрывавшей. Поэтому умные люди выбирают иные стратегии. Стратегии типа выигрыш/выигрыш. Таковыми считаются компромисс и сотрудничество.

Можно ли достичь какого-то компромисса с руководством умирающей компании? Вряд ли. Компании уже нет. Есть только труп, а с трупом опасно вести переговоры и идти на компромисс. Компромисс возможен с системой, которая, как Ленин, вечно жива. Один мой знакомый, вовремя поняв это, после увольнения пошел в конкурирующую компанию предлагать ей свои услуги не с пустыми рукавами. С собой он прихватил базу данных клиентов, которую загодя скопировал с сервера своей компании на флешку. В конкурирующей компании его приняли с распростертыми объятиями. Как специалист он им понравился. Ведь наработанная база данных клиентов на жестком диске просто так не валяется.

Спросите, где тут компромисс? Это неэтичное поведение. Воровство! И только. Никакого компромисса.

В одной сетке координат, верно, это воровство. В другой – нет, далеко не воровство, а компромисс. Ведь компромисс – это всегда какая-то жертва, уступка.

В данном случае, человек, чтобы не выпасть из системы, как бы предложил ей:
- Система, давай так. Ты оставляешь меня в обойме. Это твоя уступка. Я наступаю на свою нравственность. Это уступка моя.
Система согласилась. У нее своя, системная, мораль. Жертва за жертву. Уступка за уступку.

Судя по этому примеру, похоже, ошибаются те специалисты, которые называет компромисс стратегий выигрыш/выигрыш. В некоторых случаях, как в этом, она превращается в выигрыш/проигрыш или проигрыш/проигрыш.

Думаю, любому человеку поступиться своими принципами ради материального достатка так же сложно, как закручивать автобусные гайки, не поступившись принципами.

Стратегия решения проблем, называемая «Сотрудничество» по-настоящему эффективная стратегия. Тут выигрывают все. У меня припасена одна дружелюбная и гуманная история, отлично иллюстрирующая эту линию поведения. Правда, история далеких девяностых. Ну и что же. Ведь девяностые далеки только по времени, зато как близки по духу.

События разворачивались еще в те времена, когда не было законодательного регулирования размера штрафных санкций, прописываемых в договорах. Тогда можно было договариваться, предусматривая штраф за просрочку не полпроцента, как сейчас, а любой процент. Светлые коммерческие головы, уразумев, что в период тотального невыполнения договорных обязательств на этом можно заработать, начали действовать.

Суть их заработка заключалась в том, что в пункте «Штрафные санкции…» договоров они прописывали два, иногда три и даже четыре процента за каждый день просрочки. После скрепления договоров дружескими рукопожатиями ждали, когда по процентам набегали астрономические суммы. Дождавшись, подавали в суд.

С точки зрения закона все выглядело пристойно. Поэтому компании-жертвы, чтобы не загонять себя в еще больший тупик, расплачивались, чем могли. Но одна компания платить не захотела. Делегировала решение проблемы бандюкам.

Бандюки не отказались. Справедливости ради надо сказать, что эти ребята на удивление всегда отзывчивы и дисциплинированы. Прихватив с собой необходимые юридические документы и бейсбольные биты, они ввалились в офис. Все проходило по обычному сценарию. Банюдки озвучивали перспективы на дальнейшую жизнь, смешивая свой речитатив с матершиной.  

Но когда кто-то из них спросил:
- А как вам удалось на такую сумму кинуть наших заказчиков и чтобы все по закону? – сценарий сломался.

Человек просто поинтересовался, а в результате завязался интереснейший юридически правовой разговор на экономическую тему. В ходе общения светлые коммерческие головы, еще не тронутые сединой и бейсбольными битами, предложили бандюкам сотрудничество. Сомкнуть ряды, сплотить усилия в борьбе за возврат многопроцентного долга. Бандюки, будучи тоже неглупыми пацанами, согласились. От этого сотрудничества тогда выиграли все: и инициаторы конфликта, то есть бандюки, и светлые коммерческие головы. Долг был возвращен, машины и квартиры куплены.

Сотрудничество – одна из самых мощных и правильных стратегий решения конфликтов и проблем, возникающих в деловом и личном общении…

Если кто-то хочет опровергнуть мнение, выраженное в этой статье, о том, что выигрываешь материально – проигрываешь морально, то пишите. Подискутируем.

Евгений Буряков



Возврат к списку