С юмором у меня всегда были не то что бы проблемы, но какие-то провалы, чередующиеся взлетами. Я думаю, как и у большинства людей. Иногда мне удавалось удачно пошутить, сделать остроумный комментарий, а иногда, к огромной досаде и разочарованию, нет.
А быть остроумным человеком, ой, как хотелось. Еще в подростковом возрасте я убедился, какая колоссальная сила напружинена в чувстве юмора и умении к месту пошутить. Особенно остроумие ценилось в мальчишеских баталиях и отношениях с девчонками. Остроумные ребята были на виду, их слушались, с ними побаивались спорить. А обиднее всего то, что девчонки обращали внимание только на них.
Я даже не пытался развивать свое чувство юмора. А где и как? Никаких кружков, секций и школ по этому направлению не было. Взрослые тоже ничего толком не могли об этом сказать. Твердили одно, дескать, чувство юмора дается от природы, от Бога, как музыкальный слух. А раз не дано, ходи до конца жизни смурым и унылым.
Повторная волна досады от неумения вовремя пошутить, догнала меня уже в возрасте сознательного построения карьеры. Все повторилось, но уже более остро. Те, кто умело острословил и иронизировал, быстро продвигались по карьерной лестнице. Им доставались в жены самые красивые девушки. А другим достаивалось то, что оставалось. Спасения от серости бытия не было.
Примерно в это время мне на глаза попалась статься одного ученого-словесника, который в академичной манере анализировал некоторые шутки и анекдоты. Иначе говоря, косвенно утверждал, что научиться шутить и острословить можно. Правда, только утверждал, но не учил. И, тем не менее, эта статья давала надежду на веселое будущее.
Статью я берег как зеницу ока с уверенностью, что когда понадобиться, смогу научиться острословить и шутить. Несколько раз я переезжал с места на место, и всегда строго следил, чтобы статья не затерялась в общем хламе. Но однажды она все же пропала. Как назло, когда мне позарез потребовалось быть остроумным, и было время подготовиться, статью найти я не мог. Она как сквозь потолок испарилась. Вспомнив о почти волшебных ресурсах интернета, я попытался найти хоть что-то о юморе во всемирной сети. Кое-что нашел. Но это были тяжеловесные, теоретические рассуждения о юморе, нежели практические рекомендации и советы.
Немного погоревав, поплакав, я решил, что если практических рекомендаций о том, как шутить, иронизировать, острословить, язвить и ерничать нет, их нужно создать самому. Точнее, не создать, а вычленить из человеческого общения, иначе говоря, формализовать.
С этих пор начались мои попытки докопаться до основ юмора, острословия и иронии. Сначала ничего не получалось. Я много раз начинал работу и столько же раз, не добившись хоть какого-то заметного успеха, ее завершал. На первый взгляд, работа была совсем несложной. В начале пути я отводил на ее завершение месяц, от силы полтора. Однако, в конечном счете, понял, что познать искусство острословия и иронии, а тем более формализовать его окончательно, не удастся никогда.
И все же в 2008 году в тяжелых боях с теорией юмора и огромными бюджетными потерями удалось одержать первую обнадеживающую победу. Многое прояснилось. Какие-то вещи удалось формализовать и довести до технологии. Другими словами, облечь в форму практических советов и рекомендаций.
Начав делать работу исключительно для себя, я с удивлением обнаружил, что в результате получился весьма объемный и качественный продукт, способный быть полезным не только мне, но и другим людям.
Возник вопрос, в какую форму все эти наработки уложить? Сделать тренажер, написать книгу или снять учебный фильм? После нескольких неудачных попыток свести все наработки в книгу и тренажер, было принято решение: создавать учебный фильм.
Как выяснилось позже, решение было правильным. Юмор, иронию, острословие невозможно до конца формализовать, подчинить какой-то точной формуле. А поэтому нельзя объяснить, игнорируя манеру выражения мыслей, не показывая комизм с учетом характеров, интонаций, мимики и жестов острословов и шутников.
К этому времени, поработав с большим количеством анекдотов и разных забавных и смешных историй, я уже твердо знал, что все это остроумное разнообразие поддается классификации и хорошо группируется. В том, что смешные эпизоды из разных фильмов будут также хорошо объединяться в родственные группы, у меня не было никаких сомнений.
Так и вышло. Учебный фильм «Приемы острословия и иронии», работу над которым я закончил в 2008 году, составлен из эпизодов, собранных в группы по похожести смешного. Одна группа эпизодов иллюстрирует один прием юмора и острословия. Другая группа – другой прием. Всего таких групп около двадцати, и в свою очередь, они распадаются еще на несколько подгрупп. Эпизодов в фильме более двухсот, а заимствованы они из российских кинокомедий разных лет.
Каждый эпизод, почти каждый, сопровождается моим комментарием, пояснением. Я рассказываю, не где тут нужно смеяться, а почему этот эпизод вызывает улыбку, смех. Другими словами, раскрываю механику остроумия, острословия, опираясь на которую, можно заставлять своих собеседников смеяться, ржать, разражаться громовым хохотом, плакать, страдать, а агрессивных - ретироваться.
Хочу заметить, что речь идет не об идиотических поступках, обезьяньих ужимках и кривляньях, которые тоже зачастую вызывают смех. Я этого вида юмора не приемлю. Речь идет о харизматичном юморе. О юморе лидера и победителя. О том юморе, который помогает человеку добиваться успеха и повышать свою конкурентоспособность в обществе. Хотя, приемы в обоих случаях одни и те же.
По мнению пока еще немногих людей, которые уже успели поработать с учебным фильмом, он наделен необратимым обучающим эффектом. К тому же юмор, которым заряжен, пропитан фильм, превращает обучение в увлекательное и приятное занятие.
Перемены, которые происходят с людьми, овладевшими приемами острословия и иронии, заставляют думать, что юмор – это чуть ли не самый главный инструмент успеха в жизни.
По меньшей мере, осознание того, что в трудной ситуации ты за словом в карман не полезешь, наполняет тебя спокойной уверенностью и терпимостью к окружающим.
Интересно, что после освоения приемов острословия, даже в нелицеприятном общении не возникает агрессивного желания разорвать собеседника на части. А зачем, когда ты умеешь пользоваться убийственным орудием возмездия – острым словом и едкой шуткой.
Достойный юмор помог уже не одному человеку почувствовать себя хозяином жизни и вкусить плоды своей независимости. Может показаться, что это рекламный перебор, что этого не может быть. Этого не могло быть, пока не был создан уникальный продукт, не имеющий аналогов, – учебный фильм «Приемы острословия и иронии».
Приятнее всего то, как выстраиваются у остроумных и ироничных людей отношения с противоположным полом. А выстраиваются они идеально. Кто же может устоять перед обаянием легкой иронии и магнетизмом острословия?
Другими словами, учебный фильм
«Приемы Острословия и Иронии» – это качественный инструмент самосовершенствования и ступенька к серьезным личным достижениям и переменам в жизни.
Евгений Буряков