ведение переговоров

Статьи о юморе и острословии.
Теория и практика

11.04.2010

Шутки-атрибутки


Огромное количество шуток и остроумных замечаний построено на аналогии. Чтобы научиться шутить по аналогии, надо сначала разобраться с тем, что такое аналогия. Ну так разберемся.

Во-первых, аналогия – это умозаключение. Какой-то вывод, сделанный человеком. Без человека не бывает аналогий. Можно сказать, отцом и матерью аналогий является человек. Некоторые ошибочно думают, что аналогия – это поза из Камасутры.

Во-вторых, аналогия – это не сравнение, потому что, сравнивая какие-то предметы, мы учитываем сразу все или наиболее очевидные признаки сравниваемых предметов.

Строя же аналогию, мы, заметив хотя бы один схожий признак в сравниваемых предметах, делаем заключение, что и во всем остальном, во всех остальных признаках эти предметы похожи.

Разница небольшая, но есть.

Приведу пример.

В зоопарке девочка спрашивает у матери:
- Мамочка, а почему этот козёл так грустно глядит куда-то в даль?
- А ты своего папу часто весёлым видишь? Жизнь у них такая.

Маме достаточно было всего одного общего признака (грустного взгляда) между козлом и папой, чтобы сделать вывод о сходстве других признаков между ними: папа такой же противный, бодучий и рогатый, как козел.

Приведу другой пример.

После прочтения русской народной сказки ребенок спрашивает:
- А Кощей бессмертный был наркоманом?
- Почему ты так решил?
- Ну, от иглы погиб...

Видите, оказывается, не только мамы, но и дети умеют делать умозаключения по аналогии. Ребенок, обнаружив схожесть причины смертей у совсем разных персонажей, сделал заключение, что другими привычками эти персонажи тоже похожи между собой. Кощей бессмертный так же, как и наркоман – наркоман.

Есть разные виды аналогий. И все позволяют генерировать смешное, комичное, остроумное. Однако в этот раз остановимся на одном виде аналогии, которая называется атрибутивная аналогия.

Атрибутивная аналогия формально похожа на оксюморон. Об оксюмороне я писал ранее, в статье…

Но есть отличия. Причем принципиальные с точки зрения конструирования шутки. Оксюморон – это столкновение в одном целом двух противоречащих друг другу понятий. Например:

Прямые кривые.
Горячий снег.
Девушка противоположного пола.

Атрибутивная аналогия – это перенесение признака (атрибута) с одного понятия на другое. Или приписывание одному объекту свойство (атрибут) другого. Противоречий между понятиями в атрибутивной аналогии, как правило, нет. Например:

Конфетная душа.
Убойный отдел.
Непотопляемый политик.

Кривые не могут быть прямыми. Это острое противоречие между понятиями. А политик может быть, так же, как и корабль, непотопляемым, конечно в переносном смысле. В прямом – мы давно бы его утопили. В суждении о политике нет противоречия, зато есть перенесение признака с одного объекта на другой: с корабля на политика.

Часто, пользуясь атрибутивными аналогиями, мы даже не задумываемся, что они атрибутивные. Например, в сердцах мы часто восклицаем:

- Мой начальник тупой.

Тупой – это признак (атрибут) геометрического угла, ножа, носа ботинка… Начальник может быть глупым, но это не так смешно. Гораздое смешнее, когда он тупой, как угол во все свои 179 градусов.  

***
Одесский привоз:
- Скажите, почём у вас конина?
- Это же кролик, по 60 гривень за кило!
- Говорите, шо кролик! А цена – лошадиная...

На понятие цена был перенесен признак, взятый напрокат у животного. В результате выражение получилось емкое, энергичное и скачкообразное, как лошадь.

***
Государственные, общественные и политические нихуянеделатели.

Когда атрибуты (государственный, общественный и политический) с одного субъекта – деятеля переносятся на другой – нихуянеделателя, мы смеемся.

Три примера из Ильфа и Петрова:

– Знойная женщина, – сказал Остап, – мечта поэта. Провинциальная непосредственность.

Молодая была уже не молода. Ей было не меньше 35 лет. Природа одарила ее щедро. Тут было все: арбузные груди, краткий, но выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады.

В вестибюле Лиза сразу наткнулась на человека в подержанной бороде.

Неправда ли смачно? Необозримые зады и арбузные груди – это атрибутивные аналогии, от которых просто невозможно рук отвести.

***
Она была женщиной «на любителя».

***
В Израиле русскими учёными-иммигрантами выведена порода кошерной свиньи.

***
В графе «Образование» честно писал – незаконное высшее.

Сегодня утром, перед тем, как сесть за эту статью, я включил телевизор. Показывали встречу Суркова с молодыми учеными. Речь шла о маниловщине – о российской силиконовой долине. Кстати, признак «силиконовая» тоже атрибут, перенесенный на долину с другого известного всем по мужским журналам объекта. Но я не об этом и даже не о Суркове, а о его выражении, которым он обозвал присутствующих. Он сказал, вы – креативное сословие. Не смешно! Правда же? Но весьма и весьма остроумно!!! Наверное, отдельные люди потому и наверху власти, что умеют подбирать столь точные формулировки.

Переносить с одного объекта на другой можно любой признак. Даже действие. Ведь это тоже признак, атрибут. Например:

***
- Абраша, пошли кушать! Папа селёдку зарезал...

Режут – это действие. Но все равно атрибут, правда, из другой реальности. Похоже, что из реальности людей, делающих бизнес на хрюшках.

***
- Дорогой, а раньше ты любил, когда я ходила по квартире, в чём мама родила.
- Понимаешь, поизносилось то, в чём тебя мама родила...

***
Никита Михалков не плачет. Он мироточит.

Структурная составная часть, какой-то элемент единого целого тоже атрибут. Например:

***
Доширак внесен в таблицу Менделеева.

Доширак – это изначально признак какой-то гастрономической реальности. Таблица Менделеева, наделенная этим гастритным признаком, самая что ни на есть атрибутивная аналогия.

Атрибутивная аналогия, когда на один объект переносится всего один признак с другого объекта, провоцирует наш разум на сравнение объектов, на отожествление их. Комический эффект порождается не техникой переноса признаков на объекты, а теми выводами, которые мы делаем столкнувшись с доселе неизвестными, новыми для нас понятиями.

Итак, чтобы создать атрибутивную аналогию, достаточно увидеть в двух объектах сходство хотя бы по одному незначительному признаку. Например, можно обнаружить между ценой на мясо по признаку «большая» (высокая) сходство с лошадью. Лошадь – животное большое (высокое).

Затем перенести признак с одного объекта на другой. Но не тот, по которому было обнаружено сходство, а другой. Комизм возникает, когда собеседник или слушатель в ходе мысленных рассуждений сам догадывается о признаке сходства. Сам вскрывает истинную причину атрибутивной аналогии.  

По сути, часть работы по созданию аналогии, выполняет слушатель, собеседник. Если он не поймет, зачем фильм назвали пресным, то зря потратит деньги.

Признаком, атрибутом может стать сам объект, с которым сравнивается какое-то понятие. Например, встретив некрасивого человека с большими зубами, я мог бы назвать его некрасивым человеком с большими зубами. Однако это, во-первых, не смешно, а, во-вторых, в силу моего воспитания неприлично. Напротив, вспомнив, что в ржущей лошади мало красивого и виднеются огромные зубы, я сказал бы о человеке красивым слогом атрибутивной аналогии. Сказал бы о нем, что у него лошадиное лицо. Так, понятие лошадь превратилась в признак «лошадиное».

Евгений Буряков



Возврат к списку